Фонд «Два Полушария»  помогает детям с заболеваниями нервной системы, включая:

В рамках восстановительной программы для детей с вышеперечисленными патологиями различают реабилитацию – воспитание неразвитых функций у ребенка и реабилитацию – восстановление утраченных функций в результате заболевания. Как правило, типовая реабилитационная программа состоит из следующих направлений:

  • Медицинская реабилитация (средства лечения – кинезотерапия, ЛФК, массаж, физиотерапевтическое лечения, психотерапия, медикаментозная терапия и нетрадиционные и другие средства).
  • Программа бытового приспособления – направлена на развитие навыков самообслуживания: принятие пищи, одевание, соблюдение гигиенических процедур.
  • Рекреационная программа – включает домашние игры на воздухе с использованием специального оборудования с целью предоставления возможности осуществления полноценных развлечений, улучшения социальных навыков.
  • Программа профессиональной подготовки – способствует развитию интеллектуальных и моторных функций.
  • Программы коррекции речи и слуха с целью развития способностей к общению.
  • Психологические программы – выключают оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей с целью определения способностей и потребностей, помощи в решении индивидуальных психологических проблем.
  • Программы социальной помощи – проводятся с целью вовлечения семьи ребенка с нарушенными возможностями в помощь для решения практических и личностных проблем.
  • Образовательные и тренировочные программы – проводятся с целью сведения до минимума нарушений обучения, развития социальных, интеллектуальных навыков и умений.

Важным условием адекватной помощи детям с ограниченными возможностями является непрерывное ведение их с момента заболевания и до достижения взрослого возраста. Реабилитация достигается сочетанным применением реабилитационных мероприятий в разных комбинациях, составляющих единый комплекс, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, заболевания. Как правило, разнообразную неврологическую патологию объединяет: двигательный дефицит и нарушение речи и психического развития, на что, в первую очередь, и направлена реабилитация, которая может осуществляться с использованием разнообразных средств и методов, в зависимости от возможностей клиники, где ребенок проходит реабилитационное лечение.

Бригада специалистов, работающая с детьми с двигательном дефицитом, должна включать невролога, кинезотерапевта, врача-физиотерапевта, хирурга-ортопеда, психотерапевта, эрготерапевта, офтальмолога, оториноларинголога, психолога, педагога, олигофренопедагога, логопеда, генетика и социального работника.

В раннем периоде заболевания используется нейрометаболическая и симптоматическая терапия. В позднем периоде применяют симптоматическую терапию (при спастичности — миорелаксанты, феноловая и этаноловая блокады, введение ботулотоксина типа А, баклофеновая помпа, хирургическое лечение), при гипотонии назначаются холинолитики. Также используют противосудорожную терапию, проводят коррекцию сфинктерных нарушений, когнитивных и поведенческих расстройств.

Важное место в реабилитации занимает ортезирование. Большое число реабилитационных методик направлено на стимуляцию двигательной активности и усиление сенсорного потока, коррекцию позотонических установок, двигательных мотивационных и когнитивных нарушений.

Применяются система воспитания навыков: ЛФК; методики Bobath (позиции, тормозящие патологические рефлексы; развитие произвольных движений, функций равновесия; обучение позам, способствующим вертикализации), Vojta V., Kobat H., Бортфельда С.А., Тэкорюса В.А.; метод динамической проприорецептивной коррекции (костюмы космонавта); MOVE — развитие навыков через обучение; тренировка ходьбы с помощью фазовой электростимуляции. Также применяются коррекция эмоционально-волевой сферы, кондуктивная педагогика — побуждение к действию, иппотерапия, механотерапия (фиксирующая, тренирующая, комбинированная).

Все методики направлены на стимуляцию двигательной активности, сенсомоторных связей, тактильной чувствительности, тренировку вестибулярных функций и равновесия, коррекцию функциональных и постуральных нарушений, восстановление пассивного и активного объема движений, реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов.